вторник, 19 июня 2018 г.

Методические рекомендации для учителей истории «Реализация требований Историко-культурного стандарта по переходу на линейную модель изучения истории в образовательных организациях» в 2018 – 2019 учебном году

МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г.о. Самара
Окружное УМО учителей истории, обществознания, экономики и права

Методические рекомендации для учителей истории
«Реализация требований Историко-культурного стандарта по переходу на линейную модель 
изучения истории  в образовательных организациях» в 2018 – 2019  учебном году.

1.Нормативные документы:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании». 
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644). 
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 
№ 1089». 
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» 
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. № 576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru 
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» 
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. № 08-2655 «О рассмотрении обращения».

2. Общие положения 
Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нём России. 
Задачи изучения истории в школе: 
1) формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности; 
2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достиженияи успехи, но также и ошибки и просчеты; 
3) формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти; 
4) формирование гражданской активности, осознания прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Умение проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.; 
5) формирование у школьников чувства патриотизма, гордости военными победами предков, осознания подвига народа как примера высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества; 
6) восприятие великого труда народа по освоению громадных пространств, формирование сложного поликонфессионального и многонационального российского социума на основе взаимовыручки и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения – как предметов патриотической гордости; 
7) формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим прошлым;
8) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; 
9) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 
Научной основой содержания школьного исторического образования является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и может быть применим как к базовому, так и к профильному (углубленному) уровню изучения истории в старшей школе. 
Данный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. 
Методической основой изучения курса истории в школе является системно- деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. 
Содержание учебного предмета «История» на ступени основного общего образования представлено в двух курсах – «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». 
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории. Это будет способствовать решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. 
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В 2018 – 2019 учебном году в образовательных организациях г.о. Самара продолжается переход на линейную модель изучения истории. 
Таблица 
Переход на линейную структуру изучения истории
№ п/п Учебные годы Классы
1 2018 – 2019 8
2 2019 – 2020 9
В 2018 – 2019  учебном году в 5 – 8  классах необходимо использовать синхронизацию курсов истории, предлагаемую Примерной учебной программой по истории (Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: http://fgosreestr.ru) – см. табл. 

Класс/курс Всеобщая история История России
5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 
Первобытность. 
Древний Восток. 
Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

6 класс  ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв.  
Раннее Средневековье. 
Зрелое Средневековье. 
Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. 
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII вв. Культурное пространство. 
Русь в середине XII – начале XIII вв.  
Русские земли в середине XIII - XIV вв. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.  Культурное пространство.  
Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент. 
7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв.                                                                От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции 
Европа в конце ХV – начале XVII вв. Европа в конце ХV – начале XVII вв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII – ХVIII вв. 
Страны Востока в XVI – XVIII вв. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке.
Культурное пространство.Региональный компонент.

8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.
Эпоха Просвещения.  
Эпоха промышленного переворота. 
Великая французская революция. 
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ 
Россия в эпоху преобразований Петра I. 
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790-х  гг. Правление Екатерины II и Павла I. 
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.  Народы России в XVIII в. Региональный компонент. 

4. Выбор УМК по истории России. 
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ст. 18 ч. 4 п. 9, ст. 28 ч. 3) выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации. Участники образовательных отношений обладают правом выбора в вопросе использования в учебном процессе и электронной формы учебника. 
При выборе УМК по истории России следует обращать внимание на полноту
учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся 
и учителей в соответствии с требованиями «Концепции нового УМК по отечественной истории». 
Так же важно при выборе учебника обратить внимание на: 
- количество параграфов, которых должно быть примерно на 7 – 8 меньше количества отводимого учебного времени, что позволит учителю отрабатывать умения и навыки, обобщать и систематизировать знания; 
- единство содержательной и методической частей учебников, которое обеспечивается концептуальной идеей учебно-методического комплекта; 
-  историческую информацию, представленную в тексте учебников, которая должна 
содержать все элементы, отражающие единство исторического и логического в познании прошлого; 
- современный инструментально-ориентировочный текст, обеспечивающий навигацию в учебнике; 
- задания, направленные на организацию деятельности обучающихся на репродуктивном, преобразующем и творческом уровнях;
- наличие вопросов и заданий к большей части внетекстовых компонентов учебника, которые не только организуют работу обучающихся с дополнительными источниками информации, но вместе с текстом создают полную разностороннюю информационную картину изучаемого предметного содержания; 
- задания, направленные на формирование УУД. 
Приказ МОиН РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» определяет:
«2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным 
общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в
образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказаучебники…». 
То есть при переходе в 5 – 8 классах на линейную модель материал используемых учебников, независимо от их наличия в действующем Федеральном перечне, может быть перераспределён по классам с учетом принятой синхронизации изучения курсов истории.
Поэтому в 2018 – 2019  учебном году могут быть использованы федеральные учебники по истории, изданные с 2013 г. (и так далее), но с учётом изменений в изучении хронологических периодов: по курсам всеобщей истории учебников для линейной модели в действующем перечне ещё нет.
5.Особенности преподавания предмета «История» в 2018 – 2019 учебном году.
При работе с УМК, соответствующим концентрической структуре, 
(это касается учебников, прежде всего, 6-х и 7-х классов курса всеобщей истории), необходимо предусмотреть содержательные изменения в прохождении хронологических периодов курсов:
- учебник 6 класса издательства «Просвещение», авторы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, История Средних веков и учебник ИЦ «Вентана – Граф», авторы Л.В. Искровская, С.Е. Федоров, Ю.В. Гурьянова, История Средних веков, 6 класс изучаются в полном объеме;
- учебник издательства «Просвещение», авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, 
Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. 7 класс. Изучается материал с § 1 по §17 включительно; из §18 – 19 – пункты 1, 2, 3, 4; § 28 – 30;
- учебник ИЦ «Вентана-Граф», авторы В.В. Носков, Т.П. Андреевская. Новая история. 7 класс. Изучается материал с § 1 по § 15 включительно. 
Из § 16 пункты 1; 2; 3, из § 26 пункты 1; 2; 3 – до стр. 277, из § 27 пункты 1; 2. §28 –  полностью.
Наибольшие сложности в 2018/2019г. возникнут при переходе на линейную структуру в 8 классе, так как учебник по Всеобщей истории для 7 класса будет использоваться как в 7-ом, так и 8-ом классах. В этом случае рекомендуется внести изменения в порядок прохождения курсоввсеобщей истории и истории России в 8 классе и отразить это в рабочих программах.
Примерный порядок прохождения курсов истории в  8 классе в 2018 – 2019  учебном году.

Сентябрь – ноябрь, 
24 ч. Декабрь- февраль,
24 ч. Март-май,
20 ч.

Декабрь – февраль,
24 ч. Март – май,
20 ч.
История России XVIII в. 
Темы:
 «Россия в эпоху преобразований Петра I»; Эпоха «дворцовых переворотов». 
Всеобщая история. Новая история XVIII в. 
России XVIII в. 
Темы: 
«Российская империя при Екатерине II»; «Россия при Павле I»; «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.» 

В качестве примера предлагается вариант поурочного планирования по истории для 8 класса для образовательных организаций (по учебникам издательства «Просвещения»): 
Курс «История России. XVIII в». 
Урок 1. У истоков российской модернизации (Введение). 
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I 
Урок 2. Россия и Европа в конце XVII в. 
Урок 3. Предпосылки петровских реформ. 
Урок 4. Начало правления Петра I. 
Урок 5 – 6 Великая Северная война 1700-1721 гг. 
Урок 7. Экономическая политика. 
Урок 8. Реформы управления. 
Урок 9. Российское общество в петровскую эпоху. 
Урок 10. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. 
Урок 11. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. 
Урок 12. Перемены в культуре России в годы петровских реформ. 
Урок 13. Повседневная жизнь и быт при Петре I. 
Урок 14. Народы России в петровскую эпоху 
Урок 15. Значение петровских преобразований в истории страны. 
Урок 16. Повторительно-обобщающий. 
Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха «дворцовых переворотов» 
Урок 17 – 18. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. 
Урок 19. Внутренняя политика и экономика в 1725 – 1762 гг. 
Урок 20. Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. 
Урок 21. Национальная и религиозная политика. 
Урок 22. Повторительно-обобщающий. 
Урок 23 – 24. Резерв. 
Курс Всеобщая история. Новая история XVIII в. (24 ч.) Учебник «Всеобщая история. 7 класс». А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. 
Изучается материал § 19 п.6 и § 20 – 30. 
Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований 
Урок 25. Введение Мир в конце XVII в. 
Урок 26 – 27. Великие просветители Европы § 20 
Урок 28 – 29. Мир художественной культуры Просвещения § 21 
Урок 30 – 31. На пути к индустриальной эре § 22 
Урок 32 Английские колонии в Северной Америке § 23 
Урок 33 – 34. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки 
§ 24 
Урок 35. Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции § 25 
Урок 36 – 37. Французская революция. От монархии к республике § 26 
Урок 38 – 39. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
 Наполеона Бонапарта § 27 
Урок 40. Европа в период Французской революции. 
Урок 41. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. 
Урок 42. Повторительно-обобщающий. 
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 
Уроки 43 – 44. Государства Востока. Начало европейской колонизации § 29 – 30 
Уроки 45 – 48. Резерв. 
Курс История России. XVIII в. (продолжение). 
Тема 3. Российская империя при Екатерине II 
Урок 49. Россия в системе международных отношений. 
Урок 50. Внутренняя политика Екатерины II. 
Урок 51. Экономическое развитие России при Екатерине II. 
Урок 52. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. 
Урок 53. Народные движения. Восстание Е. И. Пугачева. 
Урок 54. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. 
Урок 55. Внешняя политика Екатерины II. 
Урок 56. Освоение Новороссии и Крыма. 
Урок 57. Повторительно-обобщающий. 
Тема 4. Россия при Павле I 
Урок 58. Внутренняя политика Павла I. 
Урок 59. Внешняя политика Павла I. 
Урок 60. Повторительно-обобщающий. 
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 
Урок 61. Образование, общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. 
Российская наука и техника в XVIII веке.
Урок 62. Искусство в XVIII веке. 
Урок 63. Перемены в повседневной жизни российских сословий. 
Урок 64. Народы России в XVIII веке. 
Уроки 65 – 68. Резерв.
При построении содержания уроков в 9 – 11 классах, продолжающих изучение истории по концентрическому принципу с использованием «старых» учебников, учителю также нужно ориентироваться на требования ИКС, а именно на: 
- ведущие методологические подходы – многофакторный, многоуровневый, историко-культурный и историко-антропологический; 
- перечень дат, обязательных для изучения периодов и тем, понятий и терминов, событий и персоналий; 
- принципиальные трактовки и оценки ключевых событий прошлого, особенно «трудных вопросов» истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе. 
Планируя учебный процесса, учителю следует учитывать такие характеристики, заложенные в ИКС, как многофакторный подход к содержанию истории – обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:
1) прямое сравнение России и других стран; 
2) хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире; 
3) анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.
При составлении Рабочих программ необходимо обосновать и отразить изменения в учебных часах, обратить внимание на формируемые на уровне основного общего образования универсальные учебные действия (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД), которые представлены в учебно-методических комплексах издательств. Внастоящее время важное значение приобретают мотивационный и рефлексивный модули урока. Необходимо 
стремиться к совместному с обучающимися формулированию познавательной проблемы урока, планированию деятельности по ее решению, определению источников информации для изучения вопросов. Рефлексия является значимым этапом современного урока. Задания, ориентирующие на самоанализ, анализ результатов познавательной деятельности обязательно должны присутствовать в системе работы учителя.
При проектировании урока педагогу важно найти баланс между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса.

Таким образом, учителям истории необходимо:
-  скорректировать рабочую программу при переходе на новую структуру изучения истории в 8 классе; в связи с отсутствием в перечне новых учебников по курсам всеобщей истории и возможной нехваткой экземпляров учебников на две параллели («Новая история» для 7 – 8 классов) предусмотреть прохождение курса всеобщей истории 8 класса во второй четверти 2018 – 2019 учебного года.
- руководствоваться при преподавании истории требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования; 
- при выборе УМК по истории России обращать внимание на полноту комплекта, 
представленного издательством; 
- при отборе содержания учитывать характеристики, заложенные во ФГОС ООО, 
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и 
Историко-культурного стандарта, Примерной основной образовательной программойосновного общего образования: многофакторный подход к содержанию истории; многоуровневое представление истории (история государства, региональный и локальный компоненты); 
- при организации обучения опираться на системно-деятельностный подход,
использовать активные методы обучения и интерактивные образовательные технологии, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, дебатов и т.д.; совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории; активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе учебно-исследовательские проекты для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции обучающегося в образовательном процессе. 
- ориентировать обучающихся на осуществление проектной деятельности, в том числе на межпредметной основе, на активное участие во внеурочной деятельности по предмету.


Старший методист ЦРО г.о. Самара
Ремезова Лариса Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий